Выбор ниши для бизнеса

Несмотря на то, что прибыль – один из ключевых моментов, в выборе ниши – это не главное. И очень часто мысли о деньгах мешают сосредоточиться на самом главном. Бизнес в переводе с английского – дело. И главный приоритет в выборе ниши – понять, что вы умеете или хотите делать. И это основа, потому что продукт всегда первичен.

  1. В чем вы эксперт?

Здесь на мой взгляд возможны 3 варианта:

  1. Выбор ниши исходя из собственной экспертности.
  2. Партнерство с экспертом.
  3. Покупка франшизы.

Экспертиза важна, потому что востребованность продукта будет  зависеть от вашего опыта и количества доработок под нужды клиентов. Чем больше вы вкладываетесь в продукт, тем больше его покупают.

  1. Какую проблему клиентов решаете?

Чтобы были продажи, повторные покупки, рекомендации и сильный бренд – нужно чтобы клиенты были довольны. А для этого нужно уметь решать их проблемы.

И здесь я вижу огромную пропасть между теми, кто ищет способ «поднять бабла» и теми, кто делает что-то полезное для людей. В перспективе для набора базы постоянных клиентов работает только второй вариант. Потому что «заработать денег» – это ваша проблема, а не клиента. А чтобы он захотел с ними расстаться, – вам придется предложить что-то полезное взамен.

 

  1. Поговорите со своими клиентами об их проблемах, выясните, как вы можете им помочь.
  2. Часто бывает, что человек решает свою проблему, создает под это дело продукт или сервис, а потом оказывается – у остальных это тоже болит, и всем надо.

 

  1. Ёмкость рынка и игроки

Многие думают, что для бизнеса главное – это идея. Но понятие идеи искажают в сторону какого-то безумного бреда, выбирают продукт по принципу «ни у кого нет», но не подумали о том, что никому и не надо. И это одна из причин, почему продукт не продаётся – он просто никому не нужен.

Ёмкость рынка – это количество потенциальных клиентов с той проблемой, которую вы предлагаете решить. Проверьте хотя бы через wordstat (https://wordstat.yandex.ru/) количество запросов в своем регионе по 2-3 ключевым фразам. Если увидите хотя бы 1000 запросов в месяц – значит спрос есть, каждый сотый может стать вашим клиентом.

Вбейте основной запрос в Яндекс и проверьте количество конкурентов в контекстной рекламе. Понаблюдайте, какие объявления будут вас догонять. Пробейте по ключевым словам конкурентов в Инстаграм, Вконтакте и Фейсбуке. Где они больше всего присутствуют? Как только найдёте их основное скопление – определите основной канал рекламы.

 

Когда есть конкуренты в платной рекламе – это хорошо. Значит они кому-то продают, на продукт есть спрос, ура! Для небольших регионов и узких тем – хотя бы 3-5 конкурентов. Для крупных городов – несколько десятков. Если конкурентов больше сотни, а уже тем более нескольких сотен – возможно, что ниша перегрета, то есть предложений больше чем покупателей.

Если конкурентов не нашли – попробуйте другой запрос со словом «купить», «цена». Ситуация, когда конкурентов нет – либо нецелевой канал рекламы, либо нет платежеспособного спроса, либо идея слишком гениальна (нет).

 

  1. Окупаемость

Русский человек презирает бизнес-планы, хотя в Пятёрочке сдачу пересчитывает. Считать деньги – один из основных навыков предпринимателя. И лучше сделать это до старта.

Как угодно, на коленке или в родной эксельке.

Прикиньте предстоящие расходы: товарный запас, реклама, аренда, зарплаты, налоги, кассы – и т.д. Нужно четко видеть 2 цифры – сумму для старта и ежемесячные расходы.

После этого определите средний чек и необходимое количество клиентов в месяц, чтобы как минимум покрыть расходы. Добавляем к этой цифре свои хотелки по прибыли.

Сверяем желаемую цифру по продажам с количеством платежеспособного спроса из предыдущего пункта.

Всё срослось? Тогда можно переходить к тестированию. Но об этом в одном из следующих постов.


Клиенты